ТРИДЕСЕТ ГОДИНИ НА ТАРАКЛИЙСКОТО ВОДОХРАНИЛИЩЕ

   В гр. Тараклия на 23 октомври се състоя среща, посветена на 30-годишнина от тържественото откриване на Тараклийското водохранилище. Почетни гости бяха участници на това строителство, които емоционално се споделиха за реализиране на този сложен и грандиозен проект.

                                                                                  Иван ДУМИНИКА, Николай ЧЕРВЕНКОВ

                        ТАРАКЛИЙСКОМУ ВОДОХРАНИЛИЩУ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ

      Тридцать лет тому назад было завершено строительство Тараклийского водохранилища и всего комплекса водоподачи из озера Ялпуг. 29 сентября 1984 г. это событие было торжественно отмечено на плотине с участием высших руководителей республики. Участников строительства с трудовой победой поздравил первый заместитеть министра мелиорации и водного хозяйства СССР П. А. Полад-Заде.

 Самый крупный в республике оросительный комплекс должен был осуществить дальнейшую мечту жителей края о решении в Буджаке водной проблемы. Издавна Буджакская степь считается самой засушливой зоной. Урожай здесь зависит от капризов погоды: летом температура поднимается до 30 градусов, постоянные ветры, сильнейшие испарения… А бывает, что за год выпадает всего 200 миллиметров осадков.

   Предстояло создать сложные ирригационные сооружения для регулярной подачи воды из Дуная в 5 крупнейших районов республики. Оросительная система из озера Ялпуг предназначалась для того, чтобы обводнить 170 тыс. гектаров земель. Вода должна была пойти из Дуная в озеро, затем с помощью двух насосных станций и водохранилища подняться на высоту двести метров в верхний магистральный канал. Справедливо считалось, что только использование дунайской воды позволит восполнить ее дефицит в объеме 6 миллиардов кубометров в год.

  Сооружение оросительной системы началось в 1978 г. Это была грандиозная всесоюзная стройка. В Тараклии располагалось объединение „Югводстрой” – эпицентр большого строительства, связанного с обводнением юга Молдавии… Тараклийцы, как никто другой знают, что значет вода для их засушлевого региона. Они не без основательно гордились, что их город стоял в основе гранзиозного плана. Тогда даже планировали переименовать Тараклию в город Южный.

 Различные стройобъекты создавались с большим энтузиазмом. На них было сконцентрировано около 500 экскаваторов, бульдозеров и автомобилей, самоотверженно трудился коллектив строителей, насчитывавший свыше трех тысяч человек. Весомый вклад в эту стройку вместе с мелиораторами производственного объединения «Югводстрой» и других служб Министерства мелиорации и водного хозяйства республики внесли коллективы Минавтотранса и Минавтодора, механизаторы Молдсельхозхимии, рабочие Молдглавэнерго, труженики совхозов и колхозов тогдашних Тараклийского, Чадыр-Лунгского, Комратского, Вулканештского, Кагульского и Кантемирского районов. В нем участвовали не только местные жители из ближайших районов Молдавии и Украины, но также приезжали и из различных уголков Советского Союза. Для них было построено большое пятиэтажное здание под общежитие. Одновременно было спроектировано и возведено несколько жилых блоков. Приехали люди со многих мелиоративных строек республики и страны. Один из них – Николай Николаевич Бараков, который вместе с румынами возводил гидроэлектростанцию на Костештской стройке. Плечом к плечу работали энергичная молодежь и высококвалифицированное старшее поколение. Среди них был участник Великой Отечественной войны Петр Федорович Волегов. Основная сила все же составляла молодежь. Например, средний возрост водителей, участвующих в сооружении главного магистрального канала составлял 24 года.

  Самое значительное сооружение этой стройки, которое и сегодня служит Тараклии, – это капитальная плотина длиной более двух километров и высотой пятнадцать метров. Ее строительство являлось сложнейшей задачей, она поглощала как внимание специалистов, так и множество разнообразной техники. Водохранилище раскинулось на 1750 гектарах, способное вместить почти 70 миллионов кубометров воды.

 Подача воды для орошения должна была осуществляться каналами с помощью каскадных станций. Система водоподачи включала в себя главный магистральный канал (ГМК) протяженностью 26,5 км, проходящий по правобережно присклоновой пойме речки Ялпуг от железнодорожного моста у города Болграда до Тараклийского водохранилища и подымающий воду двумя насосными станциями у с. Кирилловка и с. Балабаны. Объем воды в Тараклийском водохранилище планировался в объеме 71 миллиона кубических метров. Вниз к Ялпугу были построены еще десятки таких же каналов, но меньшего размера. До сегодняшнего дня они свидетельствуют о большой стройке, о дерзком вызове природе.

  Строительство ряда сооружений, особенно ГМК и Насосной станции – 1(НС-1), велось в тяжелых гидрогеологических условиях. Уровень грунтовых вод залегал близко к поверхности, поэтому строителям и проектировщикам приходилось решать проблему водопонижения или водоотлива. Объем выемки грунта на ГМК составил 7,5 миллионов кубических метров. А для того чтобы приступить к строительству НС-1, необходимо  было построить стену в грунте на глубину 14 м, длина которой по периметру составила 650 м. При этом впервые в практике водохозяйственного строительства в республике  в качестве противофильтрационной завесы вместо забивки дорогостоящих железобетонных или металлических шпунтов впервые был применен в качестве материала для подземной стены раствор, приготовленный из порошковой глины (бемтонит).

  В напряженном соперничестве в годы строительства в числе лидеров неизменно выходили коллективы мелиаратов ПМК-8 и ПМК-10 „Югводстроя”, прорабский участок, возглавляемый И. С. Лосенковым, и бригада экскаватарщиков В. Г. Душенко этого же предприятия.

 Крупная стройка во многом изменила облик города. Началось строительство многоэтажных домов, новых социально-культурных объектов. Перед жителями открывались новые возможности, появились тысячи рабочих мест, люди новых профессий, с высокими культурными и общественными запросами.

   Планировалось построить вторую очередь системы орошения из озера Ялпуг. Но всем планам оросительного содержания не суждено было сбыться. Насосная станция, которая должна была качать воду наверх, стоит заброшенная. Ничего не работает… Вода оказалась соленой. Этого никто не предусмотрел. В почве оказалось много солей. Не зря этот вид почв называется солончаками… И пока вода течет из Дуная по каналам, она набирает соли. Когда опробовали всю эту систему на поле с травой, земля побелела. И все это огромное водохранилище с его насосами и дамбами оказалось бесполезным для орошения юга Молдавии.

 До сих пор возле Тараклии – остатки оросительных систем, а Буджак по-прежнему страдает от недостатка питьевой и технической воды. Но, тем не менее, это начатое сооружение оставило значительный след в жизни Тараклия и края. Только что значит тараклийское водохранилище! А сколько лет выручает здание „Югводстроя” – нынешнее общежитие местного университета. Более того, многие его возможности еще не достаточно используются. Тараклийцы, их соседи и гости все еще надеются, что когда-нибудь осуществится одна из первоначальных задумок – на берегу водоема будут открыты пансионаты отдыха.

                                                                                  „СВЕТ”, Тараклия, 2014, 23.10.

 

542097585

Вашият коментар

Вашият имейл адрес няма да бъде публикуван. Задължителните полета са отбелязани с *